ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО
Инструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических
- информационно-методических.
В связи с этим руководителям общеобразовательных учреждений необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:
- разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).
Нормативная база введения ФГОС ООО обеспечивается следующими документами:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
При введении ФГОС ООО следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 17 декабря
Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);
О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образованияна 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:
Учебный год | Классы, переходящие на ФГОС | ||||||||||
2010/11 | 1 | ||||||||||
2011/12 | 1 | 2 | |||||||||
2012/13 | 1 | 2 | 3 | 5 | |||||||
2013/14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 10 | |||||
2014/15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 11 | ||||
2015/16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | ||||
2016/17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | |||
2017/18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | ||
2018/19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | |
2019/20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
2020/21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2021/22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Обязательное ведение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Оценивать готовность образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО предлагается по следующим параметрам:
1. Нормативные условия введения ФГОС ООО.
Создание в ОУ рабочей группы по введению ФГОС ООО.
Наличие решения органа государственно-общественного управления (ГОУ) (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО.
В устав образовательного учреждения внесены изменения и дополнения в части организации образовательного процесса в связи с переходом на ФГОС ООО.
В устав образовательного учреждения внесены изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органа ГОУ в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ) в условиях введения ФГОС ООО.
В устав образовательного учреждения внесены изменения (дополнения), регламентирующие деятельность органа ГОУ в части формирования заказа на дополнительные образовательные услуги.
В образовательном учреждении разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Следует особо подчеркнуть, что ООП в образовательном учреждении. Основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения. То есть примерная основная образовательная программа задает общую рамку, исходя из которой образовательное учреждение формирует собственную, «авторскую» образовательную программу.
Важно подчеркнуть, что учебный план утверждается только руководителем образовательного учреждения. Никаких сведений о согласовании с какой-либо организацией быть не должно.
В ООП ОУ должны быть учтены следующие требования:
Преемственность:
– наличие «переходных» этапов с одной ступени на другую;
– соответствие государственным требованиям к содержанию образования, уровню и направленности ООП;
- учёт предшествующего позитивного опыта реализации образовательных программ.
Результативность - совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения в ходе реализации образовательной программы:
– наличие всех трёх групп образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
– процедура системы оценивания результатов;
– ориентация работы учителя и учащихся на фиксацию индивидуального прогресса учащихся;
– направленность контрольно-измерительных материалов, соотношение урочных и внеурочных занятий, направленность вариативной части учебного плана;
– содержание учебного плана;
– содержание рабочих учебных программ;
– структура расписания учебных занятий;
– акцент в проектировании образовательного процесса на современные образовательные технологии;
– использование информационно-образовательной среды ОУ;
– наличие мониторинга реализации ООП, его описание.
Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат для достижения конечных результатов реализации образовательной программы:
– соотношение в учебном плане часов на коллективную и самостоятельную работу учащихся;
– соотношение урочных и внеурочных занятий;
– увеличение доли внеучебной деятельности в учебном плане;
– наличие индивидуальных маршрутов (траекторий) и индивидуальных образовательных программ учащихся;
– место информационно-коммуникационных технологий в рабочих учебных программах;
– место домашних заданий в календарно-тематических планах рабочих учебных программ;
– наличие в ООП разных образовательных мест для детских проб и действий;
– наличие мониторинговых исследований на предмет повышения эффективности реализации ООП.
Доступность – качественный показатель, устанавливающий соответствие уровня образовательных программ и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся, а также возможностей освоения образовательной программы в разных формах:
– наличие в ООП возможности использования разных форм, средств и методов обучения при изучении того или иного учебного предмета;
– наличие в системе оценивания выполнения учащимися ООП учёта (взаимозачета) учебных и внеучебных достижений учащихся за пределами образовательного учреждения;
– наличие интеграционных процессов в ООП между основным и дополнительным образованием.
Адаптированность – сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных и используемых школой с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся:
– учёт возрастных возможностей учащихся через набор определенных видов деятельности;
– набор задач для учащихся и педагогов;
– учёт соотношения затрат на разные формы занятий с учетом возраста и их приоритетов.
Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания ООП прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития школы:
– подробная и детальная проработка планируемых нововведений;
– опора на стратегию системных нововведений, системный характер планируемых изменений;
– учёт возможных рисков и путей их минимизации;
– мониторинг инновационного шага.
Уникальность (индивидуальность) – нацеленность на решение специфических проблем школы при максимальном учёте и отражении её особенностей:
– учёт социума (региональных особенностей);
– наличие авторских «ходов»;
– соответствие целей и задач ООП реальной образовательной ситуации;
– возможность включения ОУ в сетевое взаимодействие;
– наличие образовательных модулей, курсов и т.п. других образовательных учреждений;
– продуманность способов представления ООП и ее результатов;
– открытость ООП для критики, доработки и коррекции в ходе реализации .
Ресурсность - оптимальный комплекс условий (кадровых, материальных, учебно-методических и других ресурсов), необходимых для достижения заявленных образовательных результатов; планомерные действия по их получению и использованию.
Инструментальность (управляемость):
– наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации программы;
– контролируемость ООП;
– постоянное управленческое сопровождение реализации программы. Полнота реализации:
– охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС;
– соответствие структуры ООП установленным требованиям.
2. Наличие приказов, регламентирующих введение ФГОС в общеобразовательном учреждении:
- о переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО;
- о разработке образовательной программы основного общего образования на 2012-2013 уч. год ;
- об использовании модели (ей) внеурочной деятельности в основной школе;
- об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
- об утверждении плана-графика по подготовке к введению ФГОС ООО; о проведении внутришкольного контроля по подготовке к введению ФГОС ООО;
- о внесении изменений в должностные инструкции (учителей предметников, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, педагога-психолога, педагога дополнительного образования и других категорий педагогических работников.
Разработан план (раздел плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО.
Составлен план-график поэтапного повышения квалификации учителей основной школы (по мере введения ФГОС ООО).
Наличие утвержденного и обоснованного списка учебников для реализации ФГОС основного общего образования.
Наличие должностных инструкций работников ОУ переработанных с учетом ФГОС ООО и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Разработана инструкция по охране труда с учётом требований ФГОС ООО в части информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Разработана инструкция по ведению педагогами рабочей документации в условиях реализации ФГОС ООО.
Внесены изменения (дополнения) в другие локальные акты ОУ.
3. Финансово-экономические условия введения ФГОС ООО.
В школьное Положение об оплате труда педагогических работников внесен пункт об учете при начислении базовой части заработной платы деятельности педагога по систематическому применению инструментов оценки метапредметных умений (умений планировать свои действия, оценивать их самостоятельно, работать в группе и пр.)
В школьное Положение об оплате труда педагогических работников при начислении базовой части заработной платы планируется внести пункт: применяет ли педагог инструменты оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся.
В школьное Положение об оплате труда педагогических работников внесены изменения/дополнения, регламентирующие при начислении стимулирующей части заработной платы учет динамики индивидуальных достижений, которые демонстрируют обучающиеся в области предметных и метапредметных достижений.
Определен объем расходов, необходимый для реализации ООП ООО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
Предусмотрено финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности в основной школе в соответствии с поэтапным переходом на реализацию ФГОС ООО.
4. Методическое обеспечение введения ФГОС ООО.
В общем количестве часов в расписании в неделю должны быть выделены часы внеурочных занятий (проекты, экскурсии, лаборатории, мастерские и пр.) по учебным предметам и часы на внеучебную деятельность (духовно-нравственное воспитание и пр.).
В ходе введения ФГОС ООО возможно использование нелинейного расписания. Нелинейное (динамическое) расписание занятий:
- является подвижным;
- предполагает возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы;
- для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия, как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.
Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена в расписание основной ступени общего образования.
Возможна реализация современной модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:
- часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы организации внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы. Максимальные возможности для реализации внеурочной деятельности предоставляют крупные образовательные комплексы.
Образовательное учреждение должно использовать современные формы представления детских результатов, в том числе портфолио (эти данные собираются в рамках мониторинга Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), позволяющее оценить достижения ребенка по отдельным метапредметным умениям.
5. Кадровые условия введения ФГОС ООО.
«Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.
Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
В образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения квалификации педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами оценки и фиксации динамики индивидуальных метапредметных достижений (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).
Необходимо организовать постоянно действующий совместный семинар педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).
6. Информационные и материально-технические условия введения ФГОС ООО.
В ОУ должна быть организована возможность свободного доступа школьников и педагогов к информационным сервисам, позволяющим пользоваться ресурсами сети Интернет для реализации индивидуальных и групповых образовательных проектов.
Информация на сайте ОУ должна регулярно обновляться.
На сайте ОУ должны быть опубликованы текущие документы ОУ: планы, отчеты, протоколы заседаний общественных управляющих советов и т.п. Кроме того, должны быть отражены виды проектной деятельности, реализуемой в ОУ, с регулярными обновлениями получаемых результатов.
На сайте школы можно разместить нелинейное расписание. Сайт образовательного учреждения может быть площадкой для диалога участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
В ОУ должны быть проведены родительские собрания во всех классах, на которых обсуждалось внедрение ФГОС ООО. В ОУ целесообразно разработать мониторинг динамики отношения родителей к внедрению ФГОС ООО. В ОУ целесообразно разработать инструментарий для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности.