Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании Педагогическом | Директор МБОУ |
совета школы от 29.08.2016 | «Чичканская ООШ» |
протокол № 1 | _____________А.Г.Гибатдинова |
Приказ от 29.08.2016 № 49 |
Положение о портфолио
обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО
МБОУ «Чичканская ООШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ «Чичканская ООШ» (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
o создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
o максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
o развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
o формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
o формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
o приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
o формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
o содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместители директора по УР и ВР организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несут ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):
6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах
6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входят оценочные листы самоанализа и самооценки учащихся.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении3..
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1.
МБОУ «Чичканская ООШ»
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии |
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели | Измерители | Результат - балл |
Учебная деятельность | 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок | До 5 |
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата | До 5 | |
Олимпиады | Школьная: Победитель Призер Участник |
3 2 1 |
Муниципальная: Победитель Призер Участник |
5 4 3 | |
Областная: Победитель Призер Участник |
7 6 5 | |
Всероссийская: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 | |
Спортивные достижения. | Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 |
Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 | |
Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник |
7 6 5 | |
Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 | |
Дополнительное образование. | Участие в кружках, секциях | 2 |
Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 | |
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 | |
Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник |
7 6 5 | |
Школьные мероприятия, практики | Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия | 1 2 3 |
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
________________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ | Показатели | Балл |
1 | Учебная деятельность | |
2 | Достижения в олимпиадах, конкурсах | |
3 | Спортивные достижения | |
4 | Дополнительное образование | |
5 | Участие в мероприятиях и практиках | |
ИТОГО: |
· Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
· Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
· Дата. Директор школы __________________________
· М.п. Классный руководитель: __________________________
·
·
Лист общеучебных достижений
№ категории | 5кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл | 9 кл. |
1.Классная работа выполнялась |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
2. Домашние задания выполнялись |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
никогда |
|
|
|
|
|
4.Отношение к учебе в целом |
|
|
|
|
|
положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
|
|
|
|
|
негативное |
|
|
|
|
|
5.Участие в работе класса на уроках: |
|
|
|
|
|
постоянное |
|
|
|
|
|
инициативное |
|
|
|
|
|
регулярное |
|
|
|
|
|
частое |
|
|
|
|
|
редкое |
|
|
|
|
|
6. Уровень познавательного интереса: |
|
|
|
|
|
интерес проявляется часто |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
почти никогда |
|
|
|
|
|
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности |
|
|
|
|
|
всегда самостоятелен |
|
|
|
|
|
нуждается в сопровождении и помощи |
|
|
|
|
|
самостоятельность проявляется редко |
|
|
|
|
|
уклоняется от самостоятельности |
|
|
|
|
|
8. Глубина усвоения материала: |
|
|
|
|
|
воспроизводит с элементами собственного творчества |
|
|
|
|
|
воспроизводит знания полностью |
|
|
|
|
|
воспроизводит знания частично |
|
|
|
|
|
9.Организация учебной деятельности: |
|
|
|
|
|
готов к уроку самостоятельно |
|
|
|
|
|
готов к уроку с напоминанием |
|
|
|
|
|
не готов к уроку |
|
|
|
|
|
10. Оформление работ |
|
|
|
|
|
по всем требованиям |
|
|
|
|
|
требования частично нарушены |
|
|
|
|
|
аккуратно |
|
|
|
|
|
грязно |
|
|
|
|
|
11. Темп работы: |
|
|
|
|
|
опережает темп работы класса с высоким качеством |
|
|
|
|
|
опережает темп работы класса с недостаточным качеством |
|
|
|
|
|
соответствует темпу урока |
|
|
|
|
|
отстает от темпа урока |
|
|
|
|
|
12. Понимание смысла учебной деятельности: |
|
|
|
|
|
формирует цель учебной деятельности |
|
|
|
|
|
формулирует цель с помощью учителя |
|
|
|
|
|
не умеет формулировать цель |
|
|
|
|
|
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
иногда |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
14. Взаимоотношения с товарищами |
|
|
|
|
|
положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
|
|
|
|
|
негативное |
|
|
|
|
|
15.Соблюдение норм и правил поведения: |
|
|
|
|
|
отличное |
|
|
|
|
|
хорошее |
|
|
|
|
|
удовлетворительное |
|
|
|
|
|
плохое |
|
|
|
|
|
16. Общие учебные навыки усвоены |
|
|
|
|
|
на высоко уровне |
|
|
|
|
|
на среднем уровне |
|
|
|
|
|
на среднем уровне |
|
|
|
|
|
ниже среднего |
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни класса и школы:
№ | Название | Содержание | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№ | Название | Сфера учёбы | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Спортивные достижения:
№ | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№ | Название | Содержание | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Творческие работы, рефераты, проекты:
№ | Название | Область знаний | Количество страниц | Результат | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|